Гомосексуалы в нацистской Германии. О положении гомосексуалистов в нацистской Германии очень мало информации. Многие историки намекают на «отвратительные практики» нацистской элиты, предположительно наводненной «сексуальными извращенцами». Но эти обвинения одновременно необоснованны и коварны. 

«20 июня 1942 года, после вечерней переклички в концлагере, нам неожиданно приказали: «Всем заключенным с розовым треугольником “остаться и стоять по стойке смирно!”.

 Затем дверь гауптвахты на командном пункте открылась, к шеренге подошел офицер СС и несколько его прислужников. Наш командир отряда доложил офицеру: «Триста криминальных извращенцев, присутствуют по приказу!». Нас зарегистрировали, а затем объявили, что в соответствии с приказом Рейхсфюрунг СС наша категория будет изолирована в роте усиленного наказания. На следующее утро нас всех перевели на Клинкерский кирпичный завод. Фабрика клинкеров! Мы вздрогнули, потому что эти мельницы смерти мы боялись больше всего».

То, что гомосексуалы стали жертвами нацистских преступлений, упоминается лишь в нескольких стандартных историях того периода. И те историки, которые упоминали факты, не стали останавливаться на этой теме и быстро перешли к судьбе других меньшинств в нацистской Германии. Тем не менее, десятки, а может быть, и сотни тысяч гомосексуалистов интернировали в нацистские концентрационные лагеря.  Гомосексуалы занимали самое низкое положение в лагерной иерархии и подвергались жестокому обращению со стороны охранников и сокамерников; большинство из них погибли.

Гомосексуалы в нацистской Германии.

***

Слова в начале этой статьи написал один из выживших в концлагере, Л.Д. Классен фон Нойдегг. Он опубликовал некоторые из своих воспоминаний в немецком гомофильском журнале в пятидесятые годы. Вот еще несколько отрывков из его рассказа об обращении с гомосексуалистами в концлагере Заксенхаузен:

«Мы были здесь почти два месяца, но для нас это показалось бесконечным. Когда нас «перевели» сюда, нас насчитывалось около трехсот человек. Кнутом стали пользоваться чаще каждое утро, когда нас загоняли в глиняные ямы под вой лагерных сирен. «Только пятьдесят живы на пороге», – прошептал мужчина рядом со мной. «Оставайся посередине – тогда тебя не так сильно бьют».

«… (беглецов) вернули. «Homo» было пренебрежительно начертано на их одежде во время их последней прогулки по лагерю. Чтобы усилить жажду, их заставляли есть пересоленную пищу, а затем помещали в блок и избивали. После этого им на шею вешали барабаны, в которые они должны были бить, крича: «Ура, мы вернулись!». Трое мужчин были повешены.

«… Лето 1944 года. Однажды утром среди пациентов барака госпиталя, где я работал, вспыхнуло беспокойство. Страх и неуверенность возникли из-за слухов о новых мерах со стороны администрации госпиталя СС. По распоряжению администратора курьер политотдела реквизировал некоторые медицинские записи. Диаграммы лихорадки взлетели; больных охватил мучительный страх. Через несколько дней ужасная тайна записей была раскрыта. Были заказаны эксперименты с живыми предметами и фосфором: нужно было разработать и опробовать методы лечения фосфорных ожогов. Я должен умалчивать о результатах этой серии экспериментов, которые проходили с невыразимой болью, страхом, кровью и слезами: ибо невозможно описать страдания словами ».

Гомосексуалы в нацистской Германии. В концентрационном лагере Заксенхаузен, Германия 19 декабря 1938 г.
Гомосексуалы в нацистской Германии. В концентрационном лагере Заксенхаузен, Германия 19 декабря 1938 г.

***

Воспоминания доктора Нойдегга во многих деталях подтверждаются мемуарами Рудольфа Хосса, адъюнкта и командира концентрационных лагерей в Заксенхаузене, а затем и в Освенциме. Рассказ Нойдегга – редкость. Немногие гомосексуалы, которым удалось пережить интернирование, как правило, скрывали этот факт. Гомосексуальность продолжала считаться преступлением и в послевоенной Западной Германии. Это также причина, по которой гомосексуалистам отказывало в какой-либо компенсации щедрое правительство Западной Германии.

Число гомосексуалистов, погибших в нацистских концлагерях, неизвестно. Хотя есть статистические данные о количестве мужчин, привлеченных к суду по обвинению в «непристойном и неестественном поведении». Более того, многие гомосексуалы были казнены без суда и следствия; это особенно касалось геев в вооруженных силах, которые охватывали почти всех трудоспособных мужчин в последние годы войны. 

Заключенные концентрационного лагеря Заксенгаузен (Sachsenhausen) на построении. 12 августа 1938 г.
Заключенные концентрационного лагеря Заксенгаузен (Sachsenhausen) на построении. 19декабря 1938 г. Автор: Генрих Гоффманн (Heinrich Hoffmann)

 * * *

Начало нацистского террора против гомосексуалистов ознаменовалось убийством Эрнста Рёма 30 июня 1934г. : «Ночь длинных ножей». Рём был человеком, который в 1919 году впервые сообщил Гитлеру о своем политическом потенциале. Эти двое были близкими друзьями пятнадцать лет. За это время Рём дослужился до начальника штаба СА, превратив ополчение коричневорубашечников из горстки закаленных головорезов и озлобленных бывших солдат в эффективную боевую группу численностью в пятьсот тысяч человек. Это было орудие нацистского террора. 

Гитлер нуждался в военных навыках Рёма. Он мог рассчитывать на его личную преданность, но в конечном итоге он был прагматиком. В рамках компромисса с руководством рейхвера (регулярной армии), поддержка которого ему была необходима, чтобы стать фюрером, Гитлер позволил Герингу и Гиммлеру убить Рёма вместе с десятками верных ему офицеров.

В целях связи с общественностью, и особенно для подавления возмущения, которое ощущалось в рядах СА, Гитлер оправдал свою вопиющую игру власти, указав на гомосексуализм Рёма. Гитлер, конечно, знал о гомосексуализме Рёма с 1919 года. Но это стало достоянием общественности в 1925 году. Все это время нацистская партия проводила яростную антигеевскую политику. Многие нацисты протестовали против того, что Рём дискредитирует всю партию и должен быть ликвидирован. 

 * * *

Нацистская партия пришла к власти в 1933 году, а через год Рём умер.  У Гитлера были веские причины для беспокойства по поводу репутации нацистских организаций, большинство из которых основывались на строгой сегрегации полов. Гитлерюгенд, например, во всем Третьем рейхе пренебрежительно называли Homo Youth -которую нацистское руководство тщетно пыталось устранить. Действительно, большинство публикаций о гомосексуализме, появившихся во время фашистского режима, были посвящены новым и довольно странным методам «обнаружения» и «предотвращения».

28 июня 1935 года – кампания против гомосексуализма была усилена принятием «Закона о защите немецкой крови и немецкой чести». До 1935 года единственным наказуемым правонарушением был анальный секс; в соответствии с новым параграфом 175a наказуемы десять возможных «действий», включая поцелуй, объятия и даже гомосексуальные фантазии. Например, один мужчина был успешно привлечен к уголовной ответственности на том основании, что он наблюдал, как пара занимается любовью в парке, и наблюдал только за мужчиной.

После вступления в силу параграфа 175a годовое количество приговоров по обвинению в гомосексуализме подскочило примерно в десять раз по сравнению с донацистским периодом. Закон был сформулирован настолько свободно, что мог быть применен и применялся против гетеросексуалов, которых нацисты хотели устранить. Самый известный пример человека, осужденного по сфабрикованным обвинениям, был генерал Вернер фон Фрич, начальник штаба армии. Закон также неоднократно использовался против членов католического духовенства. 

***

Но закон, несомненно, использовался в первую очередь против геев. Судебной системе в «охоте на ведьм» помогало все население Германии, которое поощрялось к тщательному изучению поведения соседей и доносу подозреваемых до гестапо. Число мужчин, осужденных за гомосексуальность в период нацизма, составляло около пятидесяти тысяч:

1933 – 853

1934 – 948

1935 год – 2 106

1936 г. – 5 320

1937 г. – 8 271 чел.

1938 г. – 8 562

1939 г. – 7 614 чел.

1940 г. – 3773

1941 год – 3735

1942 год – 3963

1943 (первый квартал) – 966

1944-45 -?

Гестапо стало агентом очередной эскалации кампании против гомосексуализма. Бывший фермер Генрих Гиммлер, Рейхсфюрер СС и глава гестапо, по праву заслуживает репутации самого фанатично гомофобного члена нацистского руководства. 

В 1936 году он выступил с речью на тему гомосексуализма и описал убийство Эрнста Рёма (которое он спланировал) следующим образом: «Два года назад … когда это стало необходимым, мы не постеснялись поразить эту чуму с помощью смерти, даже в наших собственных рядах ». 

 * * *

Несколькими месяцами ранее Гиммлер подготовился к действиям, реорганизовав всю полицию штата на три подразделения. Политическая исполнительная власть, Подразделение II, непосредственно отвечала за контроль «незаконных партий и организаций, лиг и экономических групп, реакционеров и церкви, масонства и гомосексуализма».

Гиммлер лично выступал за немедленное «истребление дегенератов», но он был уполномочен отдать приказ о суммарной казни только гомосексуалистов, обнаруженных в его собственной бюрократической сфере. Гражданские правонарушители просто обязаны отбывать тюремный срок (хотя вторые правонарушители подлежали кастрации).

В 1936 году Гиммлер нашел способ обойти это препятствие. После освобождения из тюрьмы все «враги государства», включая гомосексуалистов, должны были быть взяты под стражу и содержаться под стражей на неопределенный срок. «Защитное заключение» ( Schutzhaft ) было эвфемизмом для интернирования концлагеря. Гиммлер приказал поместить гомосексуалистов в лагеря третьего уровня – мельницы смерти людей, описанные Нойдеггом. Эти лагеря предназначались для евреев и гомосексуалистов.

Официальная газета СС, Das Schwarze Korps , объявила в 1937 году о двух миллионах немецких гомосексуалистов и призвала к их смерти.  Количество гомосексуалистов, отправленных в лагеря, намного превышало пятьдесят тысяч, отбывающих тюремное заключение. Гестапо отправило десятки тысячи людей в лагеря без суда и следствия. Более того, «защитное заключение» применялось задним числом, так что любой гей, который когда-либо попадал в поле зрения полиции до Третьего рейха, подлежал немедленному аресту.  Только на учете в берлинской полиции до нацистского переворота насчитывалось более тридцати тысяч гомосексуалистов.

Шансы на выживание в лагере третьего уровня были действительно низкими. Гомосексуалы отличались от других заключенных розовым треугольником, который носили на левой стороне куртки и на правой штанине. Не было возможности «пройти» за натуралов, а присутствие «отмеченных мужчин» среди мужского населения лагеря вызывало ту же реакцию, что и в современных тюрьмах. Геи подвергались жестоким нападениям и сексуальным надругательствам.

* * *

«В течение первых недель моего заключения, – написал один из выживших, – я часто думал, что являюсь единственной доступной целью, на которой каждый мог свободно выражать свою агрессию. Ситуация улучшилась, когда меня направили в рабочую группу, которая работала за пределами лагеря в Меце, потому что все происходило на виду у публики. Меня назначили клерком по работе с сотрудниками, что означало, что я работал весь день, а затем с полуночи до 2 часов ночи смотрел записи на гауптвахте. 

Из-за этой сверхурочной работы  на обед мне давали секунды, если еще оставалась еда. Это тот факт, которому я, вероятно, обязан своему выживанию … Я видел довольно много розовых треугольников. Не знаю, как их в итоге убили … Однажды их просто не стало ».

Интернирование в концентрационных лагерях преследовало двоякую цель: рабочая сила заключенных значительно стимулировала экономику страны; а нежелательные люди могли быть эффективно ликвидированы простым способом сокращения их продовольственных пайков до уровня, немного ниже прожиточного минимума. 

Один из выживших рассказывает о том, как стал свидетелем «Проекта Pink» в своем лагере. Гомосексуалы были сгруппированы в комманду по ликвидации и подверглись тройной лагерной дисциплине. Это означало меньше еды, больше работы, более строгий надзор. Если заключенный с розовым треугольником заболел, это означало его гибель. Прием в клинику был запрещен.

Так было в концентрационных лагерях в Заксенхаузене, Нацвелере, Фульсбюттеле, Нойсуструме, Зонненбурге, Дахау, Лихтенберге, Маутхаузене , Равенсбрюке, Нойенгамме, Гроссрозене, Бухенвальде, Фюгт, Флоссенбург, Штуттгоф, Освенцим и Штрутгоф.

***

Кроме того, лесбиянки носили розовые треугольники в концентрационных лагерях в Буцове и Равенсбрюке. В последние месяцы войны люди с розовыми треугольниками прошли краткую военную подготовку. Они должны были быть отправлены в качестве пушечного мяса в последнюю отчаянную оборону отечества.

Но смерть других розовых треугольников наступила гораздо быстрее. Один из выживших рассказывает: «Тот парень был молодым и здоровым человеком. Первая вечерняя перекличка после того, как его зачислили в нашу роту, была для него последней. Когда он прибыл, его   высмеяли, затем избили ногами.  Они поместили его под холодный душ и выгнали стоять на улице. Был морозный зимний вечер, он простоял у бараков всю долгую холодную ночь. Когда наступило утро, его дыхание стало хрипом. 

Его снова избили ногами. Затем его привязали к столбу и поместили под дуговую лампу до тех пор, пока он не начал потеть. Тогда его снова поставили под холодный душ и так далее. Ближе к вечеру он умер. Позже причиной его смерти назвали бронхиальную пневмонию». 

Другой выживший: «Не следует забывать, что эти люди были уважаемыми гражданами, очень часто очень умными, а некоторые когда-то занимали высокие должности в гражданской и общественной жизни. Во время своего семилетнего заключения этот писатель познакомился с прусским принцем, известными спортсменами, профессорами, учителями, инженерами, ремесленниками и торговцами. 

Конечно, не все из них были тем, кого можно было бы назвать «респектабельными» людьми. Большинство из них были беспомощны и совершенно потерялись в мире концлагерей. Они жили в полной изоляции. Я был свидетелем трагедии высококультурного атташе иностранного посольства, который просто не мог понять реальности трагедий, происходящих вокруг него. В состоянии глубокого отчаяния и безнадежности он просто упал замертво без видимой причины. 

***

Я видел довольно женственного молодого человека, которого неоднократно заставляли танцевать перед эсэсовцами. Затем привязывали его по рукам и ногам на перекладине в казарме гауптвахты и избивали самым ужасным образом. Даже сегодня я считаю невозможным вспомнить всех своих товарищей, все варварства, все пытки, не впадая в самую глубокую депрессию. 

Безжалостность нацистов вылилась в действия настолько извращенно мстительные, что их почти невозможно понять. Шесть молодых людей, арестованных за кражу угля на железнодорожной станции, были взяты под стражу и помещены в концлагерь. Потрясенные тем, что таких невинных мальчиков заставляли спать в бараках, также занятых розовыми треугольниками, охранники СС выбрали то, что им, должно быть, казалось меньшим из двух зол: они отвели молодых людей в сторону и сделали им смертельные инъекции морфина.

***

Гитлер приказал закрыть все гей-бары в Берлине, как только он пришел к власти. Но когда в 1936 году в этом городе проводились Олимпийские игры , он временно отменил приказ и позволил вновь открыться нескольким барам: у иностранных гостей не должно было сложиться впечатление, что Берлин – «печальный город».

Несмотря на то, что, возможно, благодаря их неустанному упору на силу, чистоту и мужественность, нацистские группы, состоящие исключительно из мужчин, несомненно, содержали сильный элемент глубоко подавляемого гомоэротизма. О степени репрессий свидетельствовала реакция нацистов по отношению к открытым  геям. В Библии козлом отпущения было жертвенное животное, на голову которого возлагалась незрелая вина всего сообщества.  Эту функцию в Третьем рейхе выполняли именно гомосексуалы.

Согласно доктрине социального дарвинизма, только наиболее приспособленные предназначены для выживания, а закон джунглей является окончательным арбитром в истории человечества. Если бы немцам было суждено стать господствующей расой в силу присущего им биологического превосходства, племенное поголовье могло быть улучшено только путем устранения дегенератов. Отсталые, деформированные и гомосексуальные люди могут быть устранены с бесстрастной совестью садовника, вырывающего сорняки. 

 * * *

Институционализированную гомофобию Третьего рейха также следует рассматривать с точки зрения сексуальной революции, которая произошла в Германии в течение предыдущих десятилетий. Немецкое гей-движение просуществовало тридцать шесть лет, прежде чем оно (и все другие прогрессивные силы) было разгромлено. Нацисты осуществили «консервативную революцию», которая восстановила закон и порядок вместе с сексизмом девятнадцатого века. Система ранжирования женщин по количеству их потомков была разработана министром внутренних дел Вильгельмом Фриком,

По иронии судьбы, биологические аргументы против геев могут быть поддержаны теориями, выдвинутыми самим ранним гей-движением. Магнус Хиршфельд и члены Научно-гуманитарного комитета сделали термин «третий пол» нарицательным в Германии; но жестко гетеросексуальное общество Третьего Рейха не терпело «интерсексуальных вариантов» и игнорировало призывы к терпимости. 

 Источники : The Body Politic , выпуск 11, январь / февраль 1974 г. Люди с историей: онлайн-справочник по истории лесбиянок, геев, бисексуалов и трансгендеров.