Греция и Турция, возможна война. Афины предупреждают о войне в стиле Украины с Турцией в Восточном Средиземноморье. Напряженность между средиземноморскими соперниками обостряется, Греция и Турция обмениваются угрозами по поводу островов и воздушного пространства.
После того, как Турция предупредила Грецию о возможном ударе в любое время, напряженность в Восточном Средиземноморье закипела снова. Греция заявила, что регион рискует впасть в войну, подобную той, что наблюдается на Украине.
Турция и Греция уже давно вовлечены в серию споров, в том числе по поводу морских прав, суверенитета над островами в Эгейском море, природного газа и границ воздушного пространства.
После начала проведения специальной военной операции России на Украине, у союзников по НАТО произошло небольшое сближение. Премьер-министр Греции Кириакос Мицотакис нанес редкий визит президенту Реджепу Тайипу Эрдогану в Стамбуле. Однако с тех пор их отношения резко ухудшились.
Во вторник Эрдоган повторил завуалированную угрозу, заявив, что Турция может «внезапно прийти однажды ночью» в ответ на военные действия, исходящие, по его словам, из Греции.
«То, о чем я говорю,- это не сон»,- сказал он на пресс-конференции в боснийской столице Сараево. «Если я сказал, что мы можем прийти однажды ночью внезапно [это означает], что, когда придет время, мы можем прийти внезапно однажды ночью».
«Вертикальная эскалация»
Эти комментарии вызвали в Греции возмущение. Страна с населением 10 миллионов человек, которая уже вела жестокую войну за свою независимость от Османской империи в 19 веке. Многие части Греции оставались под контролем Османской империи до распада империи после Первой мировой войны.
В этом году исполняется 100 лет со дня греко-турецкой войны 1919-1922 годов; а 30 августа Турция отпраздновала День Победы, когда она изгнала греческие войска из Анатолии.
Кульминацией войны стал обмен населением между двумя странами, известный в Греции как Катастрофа, и битва за города с греческим большинством на анатолийском побережье, такие как Смирна, которая сегодня является городом Измиром.
В субботу Эрдоган сослался на этот город, заявив: «Греция, взгляни на историю, вернись в прошлое; если ты зайдешь слишком далеко, цена будет высокой. У нас есть одно, что сказать Греции: помни Измир».
В ответ Афины направили письма в НАТО, Европейский Союз и ООН, в которых резко раскритиковали «открыто угрожающие» и «подстрекательские» заявления Эрдогана.
В письмах содержится призыв к организациям осудить заявления Эрдогана, которые, по их словам, «пропитывают турецкий народ ненавистью, враждой и презрением к своим греческим соседям».
«Недооценивая серьезность дела, мы рискуем вновь стать свидетелями ситуации, подобной той, что сейчас разворачивается в другой части нашего континента», – говорится в письмах, касающихся ситуации на Украине.
Некоторые аналитики предупреждают, что словесная война может вернуть Грецию и Турцию к напряженности 2020 года, когда столкнулись их военные корабли, и они оказались на грани конфликта.
«У нас здесь вертикальная эскалация, и опасный инцидент может произойти в любое время»,- сказал Захария Миха, директор по исследованиям Института анализа безопасности и обороны в Афинах.
« Эрдоган может готовить международную аудиторию к тому, что должно произойти».
«Максималистские позиции»
Неконтролируемая напряженность между ними имеет историю выхода из-под контроля. Греция выступила против вторжения Турции на Кипр в 1974 году, а в 1996 году они чуть не вступили в войну из-за необитаемого острова в Эгейском море.
В прошлом месяце Турция обвинила Грецию в преследовании одного из ее истребителей F-16 над международными водами с помощью российской ракетной системы С-300, базирующейся на острове Крит. Греция отвергла это обвинение.
Анкара уже давно недовольна тем, что Греция владеет островами Восточного Средиземноморья. Турция считает, что острова входят в ее береговую линию, самую длинную в регионе. Турецкие истребители часто летают над греческими островами, а ВВС двух стран часто участвуют в имитационных воздушных боях.
Турция пригрозила войной, если Греция расширит территориальные воды своих восточных островов до 12 морских миль, как это предусмотрено Конвенцией ООН по морскому праву. Анкара такой договор не подписала.
Афины заявляют, что обсуждение должно быть ограничено вопросом морской демаркации и исключительных экономических зон (ИЭЗ), в то время как Анкара призвала к более широкому обсуждению, включающему такие темы, как демилитаризация греческих островов в Эгейском море, что, по ее словам, является нарушением Первого и Второго Договоров времен мировой войны.
«Турция и Греция решили занять максималистскую позицию в Эгейском море, и за этим последовала эскалация»,-сказал Сонер Чагаптай, директор турецкой исследовательской программы Вашингтонского института ближневосточной политики.
Холодная война 2.0
Напряженность усугубилась открытием потенциально прибыльных месторождений газа в спорных водах.
В 2019 году Турция подписала спорное морское соглашение с правительством Ливии, в котором игнорируются претензии Греции на исключительную экономическую зону через острова Крит и Кастелоризо. Впоследствии Греция подписала аналогичное морское соглашение с Египтом.
Рост цен на природный газ в результате конфликта на Украине добавил к вражде новый слой. В прошлом месяце Турция впервые за два года отправила в Восточное Средиземноморье сейсмическое исследовательское судно, а Греция обязалась увеличить объемы разведки.
В некотором смысле война также возродила борьбу времен холодной войны, которая разыгралась между двумя странами НАТО на краю Европы. Греция стала свидетелем роста своего значения для альянса, когда американские войска и боеприпасы, предназначенные для Восточной Европы, наводнили портовый город Александруполис.
Связи между Афинами и Вашингтоном углубились, поскольку Турция продолжает колебаться с Западом. Поставив Украине боевые беспилотники, Анкара также протянула руку помощи России, согласившись продавать часть нефти в рублях.
Анкара также пыталась выставить себя посредником в конфликте на Украине, помогая заключить поддерживаемую ООН сделку по разблокированию поставок зерна из Черного моря. Но Турция также продвигает свои собственные ключевые политические приоритеты, такие как подавление курдских боевиков в Странах Северной Европы, стремящихся вступить в НАТО, и покупка истребителей F-16 в США.
«Последняя капля»
Мурат Аслан, бывший турецкий военный профессионал, ныне работающий в Seta, аналитическом центре, имеющем связи с правительством Эрдогана, сказал MEE, что нисходящая спираль в отношениях началась с поездки премьер-министра Греции в Вашингтон в мае 2022 года. Там он выступал против продажи оружия Турции. Эрдоган разорвал все двусторонние переговоры с Грецией после этого визита.
«Комментарии Эрдогана являются отражением того, насколько турки действительно устали от отношения греков. Поездка Мицотакиса в США и жалобы на Турцию за ее спиной стали последней каплей. После этого нет чувства доверия»»,- сказал Аслан.
И в Греции, и в Турции в 2023 году предстоят выборы, которые, как предупреждают аналитики, могут продлить период нестабильности.
Экономика Турции пострадала от экономического кризиса, инфляция превысила 80 процентов. В то время как Эрдоган стремился наладить связи с некоторыми региональными государствами, такими как Израиль и ОАЭ, его комментарии о Греции, по-видимому, указывают на ужесточение его позиции, утверждая, что Греция «оккупировала» острова в Эгейском море.
«Такого комментария турецкий лидер никогда раньше не делал. Эрдоган намекает, что острова Эгейского моря не принадлежат Греции на законных основаниях».
Некоторые давние наблюдатели за греко-турецкими отношениями говорят, что нынешняя напряженность, вероятно, останется словесной войной.
Панайотис Цаконас, глава программы безопасности в Греческом фонде европейской и внешней политики (ELIAMEP), в основном финансируемом Европейской комиссией, сказал MEE, что видит «асимметрию» между риторикой Турции и ее действиями. Он считает, что Анкара все еще надеется сохранить спокойствие в Восточном Средиземноморье, поскольку она проводит модернизацию своего флота F-16 из США:
«Эрдоган балансирует между тем, чтобы не занимать агрессивную позицию в Восточном Средиземноморье из-за переговоров с США, и умиротворением националистов в своей внутренней аудитории».
Цаконас сказал, что заявление Афин о том, что война может разразиться в Восточном Средиземноморье, вероятно, было «преувеличением», чтобы заручиться поддержкой международной аудитории.