Сталин планировал построить военный объект в Ясмундер-Бодден. Верфи предполагались размером с порт Гамбург. Согласно заявлению Сталина, ГДР должна была построить военные объекты в Ясмундер-Бодден. 1 апреля 1952 года в Москве, Вильгельм Пик, единственный президент ГДР и Отто Гротеволь, председатель СЕПГ, с внимательно слушали, как Сталин диктовал им новую стратегию в государствах-сателлитах Советского Союза.

Спустя семь лет после окончания Второй мировой войны, ГДР пришлось готовиться к холодной войне – на суше, в воздухе и на море. Сталин дал старт проекту гигантского флота, который до сих пор остается в значительной степени неизведанным. Немцы должны были построить в гавани Рюген в Ясмундер-Бодден верфи для военных кораблей и два новых города на 130 000 человек.
Весной 1952 года Восточный Берлин послушно выслушал указания Сталина и приступил к планированию военных объектов. График и план затрат по проекту, строительный период которого должен составлять одиннадцать лет, находятся в военном архиве Федерального архива во Фрайбурге/Брайсгау. Прежде всего, разработчики проекта трезво перечислили детали новой военно-морской базы в Боддене с каналом к Балтийскому морю. Это навсегда изменило бы популярный курортный остров. В то же время на первом этапе планирования стало ясно, что проект безнадежно подавляет ГДР. Там, где сегодня небольшой приморский курорт Глове привлекает туристов простым лозунгом «Солнце – пляж и море», государство рабочих и фермеров, планировало всего за три года построить канал между Балтийским морем и Бодденхафеном.
Гигантомания не знала границ
Только новые верфи обходились в 1,53 миллиарда марок. Их возможности соответствовали или даже превышали возможности города Гамбурга в 1939 году. Рюгенхафен должен включать казармы, аэродромы, паромы, склады и еще один новый порт с подземными хранилищами в Литцове. К 1963 году правительство также хотело построить два новых города на 130 000 человек.
Гигантомании не было предела. Совершенно новые места были запланированы на идиллическом востоке острова: так называемый город Мира на 100 000 человек, другой – на 30 000 человек. Поезда S-Bahn должны были доставлять людей на работу в северные и южные порты. Согласно плану, большинство жителей могли добраться до места работы максимум за 20 минут пешком. Автомобильное движение должно «плавно» катиться по эстакаде.
Чтобы обеспечить «максимальное удовлетворение материальных и культурных потребностей» жителей, руководство проекта планировало в первые годы строительства построить театры, культурные магазины и универмаги. Кроме того, должны были быть созданы зоны отдыха, в том числе пляж в Проре и парусный порт. Разработчики проекта также думали об охране атмосферного воздуха, но без конкретных затрат.
Секретное название “Проект С320”
Министерство внутренних дел взяло на себя руководство гигантским проектом с секретным названием «Проект С320» или «Bauvorhaben Nord», официальной армии и министерства обороны в молодой ГДР еще не существовало. Государственная безопасность отвечала за защиту от агентов.
Чтобы закупить строительные материалы для Рюгенхафена, новые заводы должны были быть построены в Барте, Грайфсвальде, Анкламе и других местах ГДР. Рейхсбан предполагал, что 7,4 миллиона тонн в год необходимо транспортировать к строительным площадкам.
Железнодорожники подсчитали, что для того, чтобы справиться с этой массой, им потребуется еще два моста через Стреласунд в дополнение к плотине Рюген. По расчетам, требовалось 540 км новых железнодорожных путей и 5000 дополнительных вагонов. В остальной части ГДР также пришлось расширить инфраструктуру Рейхсбана, чтобы повысить «проходимость».
Технически ГДР открыла новые горизонты
Правительство, казалось, знало о масштабах проекта. «Планируемые здесь обширные производственные и чрезвычайно крупные строительные работы будут осуществлены только в том случае, если текущий этап импровизации и иногда неорганизованная работа будет энергично завершена путем быстрого развития максимально возможной производительности в сочетании с высочайшим уровнем технологий», – говорится в решении правительственной комиссии.
Материальные затраты приняли бы невообразимые размеры. Раздвижной мост через канал имел бы пролет от 140 до 180 метров – проект, не имеющий аналогов во всем мире в то время. Одно только строительство мостов потребовало бы около 120 000 тонн цемента, 130 000 тонн песка и 300 000 тонн гравия. Для установки каменных камней ГДР пришлось бы разработать и построить краны грузоподъемностью 60 тонн и стрелой длиной 12 метров. С технической точки зрения ГДР, очевидно, открывала новые горизонты: 13 марта 1953 года правительственная комиссия решила сначала приобрести специальные книги по методам строительства, таким как основания с использованием сжатого воздуха или химическое уплотнение, чтобы затем разработать методы работы.
Потом были чрезвычайно амбициозные планы по созданию флота. К концу 1950-х годов планировалось строительство 139 боевых кораблей и 175 единиц обеспечения в море. В центре внимания военно-морского флота должны быть скоростные катера, охотники за подводными лодками, разминиры и подводные лодки. Только в период с 1954 по 1958 год правительство Восточного Берлина хотело вложить 800 миллионов марок в десять кораблей береговой охраны, 36 скоростных катеров, 55 охотников за подводными лодками и 14 подводных лодок. Гавань Рюген должна была стать главной базой флота ГДР. Советский флот оставлял за собой право использовать тяжелые военно-морские корабли.
Переселено более 200 семей.
Сообщается, что главнокомандующий советскими вооруженными силами в ГДР Василий Иванович Чуйков осмотрел это место 7 мая 1952 года и нашел его подходящим. Это был час рождения «специального строительного проекта Glowe», и в том же году начались строительные работы. В конце 1952 года Советская Контрольная Комиссия поручила МВД ГДР предоставить материалы и рабочих для новой базы.
На начало 1950-х годов в Глове проживало 1400 жителей, он находился в восьми городах. В главном городе проживало 650 человек. Большинство из них работало на рыбокомбинате или в Баунионе в Заснице. Более 200 семей были быстро переселены для участия в проекте. Власти объявили строительную площадку запретной зоной. На подъездных путях стояли шлагбаумы. Народная и пограничная полиция, а также советские солдаты-освободители создали дополнительные контрольно-пропускные пункты в Литцове и на плотине Рюген.
Рабочие жили в больших бараках-лагерях.
Решением правительства ГДР о «новом строительстве большой социалистической верфи на острове Рюген» от 22 апреля 1953 г., согласно пункту 7, начальнику пенитенциарного управления было поручено обеспечить снабжение, проживание и питание для заключенные. «Заключенные будут размещены в соответствии с их квалификацией», – говорится в постановлении. До 80 процентов земельных работ, должны были сделать 26 000 заключенных.
В начале работ под руководством государственной компании Bauunion Nord и советских властей было задействовано до 5000 заключенных в дополнение к 10 000 рабочих, которые совместно управляли земляными работами объемом один миллион кубических метров. До Сагарда рабочие добирались поездом, жили в больших бараках; заключенных разместили в так называемом лагере «С» возле Боббина. Лагерь для военнопленных был огражден тройным забором из колючей проволоки и центральным забором с электричеством, для которого в Глове был построен коммутатор.
Лагерь на Рюгене для заключенных «Камчатка»
Заключенные дали лагерю на Рюгене название далекого советского тихоокеанского полуострова «Камчатка» и в результате стали именовать себя «камчатцами». Условия содержания в этом лагере, были как и в других лагерях для заключенных, строгие и тяжелые. «Основная база флота в Ясмундер-Бодден» была объектом высшей секретности. Даже не все члены Политбюро ГДР знали подробности.

Некоторые рабочие полагали, что они работали в «торговом порту Ясмундер Бодден» или в проекте «Укрытие для рыбалки и строительство канала Бодден».

Тогда ГДР хотела построить на Рюгене гигантскую военно-морскую базу размером с порт Гамбург.
Чтобы сохранить строительство в секрете, советские военные приказали Deutsche Reichsbahn прервать движение железнодорожного парома на «Королевской линии» между Засницем и Треллеборгом. В обращении к шведским властям ГДР сначала не указала причин, но позже продолжила строительство большого рыболовецкого порта. Этот перерыв вошел в историю региона как «блокада Засница» и длился с 4 октября 1952 года по 16 августа 1953 года.
“Остерегайтесь шпионов и агентов!”
Несмотря на секретность, новости о стройке достигли запада. Под заголовком «Укрепления: лежит на Рюгене», «Шпигель» 13 мая 1953 года писал о работах на закрытом «советском балтийском острове Рюген». 14000 рабочих были наняты советскими строителями для строительства военно-морского порта на севере острова. Судя по всему, в новостной журнал произошла утечка информации из разведывательных кругов.
«Шпигель» знал, что на всех перекрестках развешаны плакаты размером с дверь. «Остерегайтесь шпионов и агентов! Здесь идет строительство в целях безопасности и защиты мира», – говорилось в них. В результате «Шпигель» и агитаторы СЕПГ распространяли такие лозунги, как; «Всегда помните, что на Борнхольме американские интервенты разместили самолеты для атаки на миролюбивую державу мира».
Ситуация обострилась
Сталин умер 5 марта 1953 года. Через три месяца после смерти Сталин, в ГДР вспыхнуло народное восстание. На Рюгене, как сообщает один из очевидцев, в тот день рабочие перестали работать. Кричали: «Хватит работать! Мы и пальцем не пошевелим за этот военный проект!». Ситуация обострилась, когда возмущенные рабочие в полдень двинулись в лагерь, чтобы освободить заключенных. Но туда уже прошли 3000 сотрудников полиции. Первые столкновения возникли при попытке забастовщиков штурмовать виллу строительного управления. Народная полиция арестовала лидеров, но разъяренная толпа ворвалась в здание и подожгла его.

Как и в других частях ГДР, Народная полиция и Советская Армия подавили восстание на Рюгене. Однако в то же время режим СЕПГ осознал, что не все проекты могут быть реализованы. Даже порт Рюген, не может быть реализован. 15 июля 1953г. стройку начали закрывать по указанию советского правительства. Также остановили не только строительство порта Рюген, но и строительство подводного флота ГДР.
источник: www.abendblatt.de