Турция доказала свою способность сохранять нейтралитет в отношении конфликта между Россией и Украиной. Хотя Анкара и осудила «специальную военную операцию» России, но она и отказалась последовать примеру своих союзников по НАТО в поддержке санкций США против Москвы. По мнению местных экспертов, это обусловлено как экономическими, так и политическими причинами, отражающими разный подход Турции к отношениям с Россией.
«Турция является соседом обеих стран, с которыми у нее напряженные экономические отношения,- сказал The Epoch Times Халил Акынджи, который с 2008 по 2010 год был послом Турции в России.
«Поэтому в интересах Анкары оставаться в хороших отношениях с ними обоими».Нейтралитет, добавил он, также предоставил Турции идеальную позицию для посредничества, тем самым повысив ее международный авторитет, «поскольку мы единственные, кто приемлем для обеих сторон».
Осуждение без санкций
24 февраля, когда началась российская специальная операция, турецкие официальные лица осудили ее как «неприемлемую» и «нарушение международного права». Однако они также поспешили подчеркнуть, что Анкара- в отличие от своих союзников по НАТО- не собирается применять санкции США против России.
Профессор д-р Мехмет Сейфеттин Эрол, политический аналитик и глава Анкарского центра кризисов и политики, независимого аналитического центра, сказал, что у Турции есть «достаточные основания» для отказа от поддержки санкций.
«Турция позиционирует себя как посредник, поддерживая открытыми каналы связи с Россией,- сказал Эрол The Epoch Times. Далее он утверждал, что Анкара и Москва тесно взаимодействовали по широкому кругу вопросов, основанных на принципах «сотрудничества и конкуренции».
Когда Акинджи спросили, подвергалась ли Турция давлению со стороны НАТО с целью принятия более жесткой линии в отношении России, он сказал, что никто не должен ожидать, что Анкара применит санкции, особенно с учетом нынешних экономических реалий.«Из-за своей огромной торговой зависимости от России, Турция не в состоянии сделать это [то есть ввести санкции]»,-сказал он. «Как и весь остальной мир, Турция просто не может игнорировать огромные природные ресурсы России».
Действительно, примерно 45 процентов импорта природного газа в Турцию в настоящее время поступает из России, наряду с более чем 75 процентами импортируемой ею пшеницы. Это представляет собой ужасную ситуацию для Турции, в которой ее валюта потеряла более 80 процентов своей стоимости в годовом исчислении, что привело к резкому росту цен на многие основные товары, включая хлеб.
В то же время Турция имеет значительные торговые отношения с Украиной, которая поставляет ей еще от 10 до 15 процентов от общего объема импорта пшеницы. Анкара и Киев также сотрудничают в сфере оборонной промышленности, включая совместное производство беспилотных летательных аппаратов.
Турция «Конструктивное» посредничество
Нейтралитет Турции может быть экономически целесообразным, но он также способствовал повышению престижа страны, позиционируя ее как идеального посредника- роль, которую она взяла на себя с удовольствием.
10 марта в турецком курортном городе Анталья состоялась встреча министров иностранных дел России и Украины; а 29 марта делегации обеих стран провели переговоры в Стамбуле.
Хотя все стороны приветствовали переговоры как «конструктивные», они не привели к каким-либо ощутимым прорывам.
Россия, со своей стороны, которая, имеет большое военное превосходство, требует гарантий того, что Украина никогда не вступит в НАТО. Кремль также требует признания Киевом суверенитета России над Крымом и признания двух русскоязычных территорий в восточном Донбассе Украины (Донецкой и Луганской) независимыми республиками.
Основываясь на недавних сигналах из обоих лагерей, Эрол полагает, что Украина, вероятно, «сначала откажется от членства в НАТО, а Москва взамен примет членство Украины в Европейском союзе». Главным камнем преткновения, по его мнению, является Донбасс. «Россия требует признания так называемых республик, но киевская администрация и международное сообщество, похоже, этого не приемлют», – сказал он.Поскольку в нем участвуют такие крупные державы, как Россия и НАТО, конфликт может превратиться в затяжную «марионеточную войну». Эта война может продлится «месяцы или даже годы», предупредил Эрол, ссылаясь на прошлые конфликты России в Афганистане и Чечне.
Акынджи согласился с тем, что достижение урегулирования путем переговоров «может занять много времени». Однако он добавил, что, если военное уравнение значительно изменится на местах, «[дипломатические] позиции также могут измениться».
Тем временем президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган направил открытое приглашение как президенту России Владимиру Путину, так и его украинскому коллеге Владимиру Зеленскому встретиться в Стамбуле для дальнейших переговоров. «Я искренне верю, что путем диалога можно найти мирное решение»,-сказал он 18 апреля. Три дня спустя российские войска освободили город Мариуполь Донецкой Народной Республики. Однако неизвестное количество военнослужащих ВСУ и националистического батальона «Азов» блокированы на заводе «Азовсталь», которые просят им предоставить коридор, чтобы уйти в Турцию.
Связи с Россией: «не черное и белое»
Исторические соперники, Османская (т. е. Турецкая) и Российская империи, в течение четырех столетий провели по меньшей мере дюжину крупных конфликтов, закончившихся Первой мировой войной. Но сегодня Турция, несмотря на свое 70-летнее членство в НАТО, стремится оставаться в хороших отношениях с Россией, с которой у нее есть значительная морская граница в Черном море.
При этом у них есть непримиримые внешнеполитические разногласия, особенно на Ближнем Востоке после «арабской весны». Например, в Сирии Турция поддерживает антиасадовские вооруженные группы, а Россия поддерживает правительство президента Башара Асада. Две страны также поддерживают диаметрально противоположные силы в разоренной войной Ливии.
Отношения между Турцией и Россией достигли дна в конце 2015 года, когда турецкий F-16 сбил российский истребитель недалеко от напряженной границы Турции с Сирией. Но в следующем году отношения быстро восстановились, особенно после неудавшейся попытки государственного переворота против правительства Эрдогана, в которой Анкара обвинила проживающего в США турецко-мусульманского проповедника Фетуллаха Гюлена, утверждающего, что у него есть международные последователи.Отказ Вашингтона экстрадировать Гюлена в Турцию затем привел к разрыву американо-турецких отношений и одновременному улучшению отношений Анкары с Москвой.
«Поскольку Гюлен проживает в США, Турция косвенно обвинила Вашингтон в поддержке попытки государственного переворота»,- сказал The Epoch Times известный турецкий политический аналитик доктор Ильхан Узгель.
***
«Это, в свою очередь, привело к тому, что правящая [Эрдогана] Партия справедливости и развития объединилась с националистическими и евразийскими элементами, которые выступают за более тесные связи с Россией, Китаем и Ираном»,-добавил Узгель, бывший профессор международных отношений.
«Это сочетание внешних и внутренних факторов спровоцировало последующий «крен» Анкары в сторону Москвы».
В 2017 году Турция дошла до того, что объявила о покупке у России передовой системы противоракетной обороны С-400. Этот шаг привел в ярость союзников Турции по НАТО и в конечном итоге привел к ограниченным санкциям США, наложенным на саму Турцию.
Объясняя эклектичный подход Анкары к Москве, Акынджи подчеркнул, что, по крайней мере, в отношении Ближнего Востока, разногласия Турции с США «на самом деле глубже», чем разногласия с Россией.
«Например, наши американские союзники взрастили и продолжают поддерживать организацию, выступающую против территориальной целостности Турции»,- сказал он.
Здесь он имел в виду воинствующую Рабочую партию Курдистана (РПК), сирийское отделение которой США поддерживали в войне против Асада, но Анкара считает РПК террористической группировкой. «В этом случае политика США на самом деле представляет большую опасность для Турции, чем все, что делают русские», – заявил Акынджи.
Он добавил: «У каждого государства есть свои разногласия с Россией, и у каждого государства есть общие интересы с Россией. В некоторых областях США и Россия неплохо ладят; в других нет. Геополитика никогда не бывает черно-белой».
источник: https://www.zerohedge.com/